Звенигород

Звенигород

Звенигород - один из старейших городов Московской области. Укреплённое поселение на месте Звенигородского городка существовало уже во второй половине XII - начале XIII века.

Первое официальное упоминание о Звенигороде находится в грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году, передавшего данный город во владение своему сыну. Так город становится центром удельного княжества (1339-1492) Ивана Ивановича, сына Калиты. Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и собирателей дани. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. По завещанию Дмитрия Донского в 1389 году Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу, который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425 года.

В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями; остатки валов сохранились и поныне. В 1398 году недалеко от города на горе Сторожи, напротив Москвы-реки преподобным Саввой, учеником Сергия Радонежского, был основан Саввино-Сторожевский монастырь. Князь Юрий Дмитриевич с самого основания монастыря опекал его, стремясь превратить его в свою придворную обитель.

Уже в первые годы своего существования в начале монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода). Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Около 1405 года был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 1406 году был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547 года. К северу от собора располагались Святые ворота с надвратной церковью Сергия Радонежского и трапезные палаты, пострадавшие в Смутное время и разобранные в середине XVII века при обновлении обители. После смерти Юрия Дмитриевича в Москве в 1434 году Звенигород получил его старший сын Василий Косой, а после смерти последнего бездетным в 1448 г. — боровско-серпуховской князь Василий Ярославич; вслед за тем Звенигород был уделом сына Василия Темного Андрея Большого по прозвищу «Горяй», затем сына Ивана III Юрия Ивановича и наконец, при Иване Грозном, недолгое время входил в удел Владимира Андреевича Старицкого, после убийства которого в 1568 г., Иван Грозный пожаловал Звенигород татарскому царевичу Муртазе-Али.

В XV-XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава. Саввино-Сторожевой монастырь стал возрождаться уже при первом государе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали сюда на богомолье и по молитвам преподобного Саввы получали исцеление от своих недугов. Царь Алексей Михайлович избрал в 1660-х годах Саввино-Сторожевский монастырь своим «собственным государевым богомольем». Он придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. По переписи 1678 г. здесь было 28 дворов с 135 жителями. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и 120 жителей.

При Алексее Михайловиче вокруг древнего Рождественского собора был возведен ныне сохранившийся архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря: в 1650–1656 годах были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 метров, высота 8–9 метров, толщина - около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1652 год), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы (надвратная Троицкая церковь), Преображенская церковь (1693 год), а также Звонница (1655 год) и Трапезная палата (1654 год), Царский дворец (1676 год) и Царицыны палаты (1654 год), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения. В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, которые не сохранились до наших времен. Одним из важнейших событий царствования Алексея Михайловича было обретение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля) 1652 года. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе Благовестный колокол, судьба которого неизвестна. К монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных; по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. Во время Отечественной войны 1812 года из Савво-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин. Из монастыря вывозили русские святыни - Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери - для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

К достопримечательностям Савво-Сторожевского монастыря, дошедшим к нашим временам, относятся:

  • собор Рождества Пресвятой Богородицы (Рождественский собор) - один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов, возведенный при жизни преподобного Саввы Сторожевского. Выстроен в 1405 году на месте деревянного храма из белого камня - известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы, в котором находилась рака со святыми мощами
  • надвратный храм Живоначальной Троицы (надвратная Троицкая церковь) - изначально была освящена в честь преподобного Сергия Радонежского, т.к. в нее был перенесен престол разобранной деревянной церкви преподобного Сергия Радонежского, стоявший к северу от Рождественского собора. Позже была переосвящена в честь Живоначальной Троицы и в приезды на богомолье царской семьи церковь становилась домовым храмом государыни. Надвратная Троицкая церковь относится к одному из последних храмов «шатрового» типа
  • храм во имя Преображения Господня (Преображенская церковь) - сооружена при посильном участии царевны Софьи в 1693 г. в память пребывания ее в монастыре во время стрелецкого бунта. Одноглавая, двухапсидная, церковь поставлена на высокий подклет с таким расчетом, чтобы ее западный портал выходил в столовую палату Трапезной палаты, к которой она примыкает с восточной стороны.
  • царицыны палаты (царицы Марии Ильиничны Милославской, первой супруги царя Алексея Михайловича) - представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа. В центральной части здания располагались покои царицы. Парадная часть оформлена нарядными наличниками и крыльцом, сложенным из кирпича и белого камня, декорированным затейливой резьбой и деталями, напоминающими женские украшения. Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая была домовым храмом царицы.
  • царские палаты (царский дворец царя Алексея Михайловича) - строительство дворца заняло несколько десятилетий (1650–1676 года) из-за сложного рельефа местности и протяженности фасада здания около 100 метров. Первоначальная планировка дворца была одноэтажной и предполагала особые покои для каждого члена царской семьи, но в царствование Федора Алексеевича здание подверглось серьезной перестройке, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 годах дворец по всей длине был надстроен вторым этажом.
  • Звонница с церковью Сергея Радонежского - самая высокая монастырская постройка, замыкающая кольцо соборной площади с севера, непосредственно примыкающая к трапезной палате и отделяющая соборную площадь от больничного и хозяйственного дворов. Симметрию звонницы нарушает башня - часозвон, пристроенная к звоннице для вывезенных из Смоленска и подаренных царем монастырю военных трофеев - часов и часового колокола. В центральном пролете звонницы висел знаменитый 35-тонный Большой Благовестный колокол, упавший в 1941 году. В среднем ярусе звонницы в середине устроена церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. На звонницу ведет широкая лестница с парадным крыльцом, являющаяся одновременно входом в большую трапезную палату.
  • Трапезная палата (1654 год) - находится в северной части монастыря: объединена в единый ансамбль с церковью Преображения Господня, домовой церковью русских государей и звонницей. Трапезная обитель имела первоначально четыре этажа, считая сохранившийся до наших дней подвальный этаж, углубленный в землю на 6 метров, с белокаменным подклетом с ледником и глубоким колодцем. На втором этаже размещалась монастырская кухня, вокруг которой были кельи для служителей. Третий этаж - большая столовая палата, площадью около 500 квадратных метров с Государевым застольным местом во главе. В верхнем этаже Трапезной палаты размещалась монастырская казна.
  • братские корпуса – были построены в XVII веке как жилища для братии обители, в период рассвета Лавры состоявшей из 300 монахов, и располагались вдоль южной монастырской стены
  • крепость с башнями: Красная (над Святыми воротами), Житная, Водовзводная, Усовая, Больничная (не сохранилась); длина стен крепости 760 метров, высота 8-9 метров, толщина - около 3 метров.

Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. В 1860 - начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита, представлявший собой целый монастырь с двумя церквями (церковь преподобного Саввы и церковь святителя Николая Чудотворца), кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками. По уставу, как монахи общежительных обителей, братия Саввинского скита получала все необходимое от монастыря, у нее не было права собственности, монашеские обеты исполнялись очень строго: так, утреннее богослужение начиналось всегда в 2 часа ночи, литургия в 8 часов утра, вечерня в 3 часа и затем следовало чтение правил. В ските жили в основном монахи-схимники, принявшие на себя высшие иноческие обеты - неустанно молиться за весь мир.