Паломничество: «Благословенная Оптина»

07.03.2015 - 09.03.2015
Паломничество: «Благословенная Оптина»

Период Великого поста. Время молитвенное, покаянное. И в это время Господь сподобил нас посетить удивительные места Славы своей! Где нам открылось и в сердце и в уме то, что каждый из нас способен осознать.

Свято-Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.

«В нашем мире, где стенает и мучается вся тварь… есть уголки, сохраненные Господом, будто осколки земного рая — как прообраз, живая икона Царствия Небесного. Таким райским местом в России с начала XIX века является всемирно известный монастырь Оптина пустынь. Милость Божия простирается над этим местом неизреченной духовной глубины и святости»

В проповедях Оптинские батюшки учат нас: «Пост, в плавание по волнам которого мы вступили, называется Великим не только потому, что он особенно строгий, продолжительный и напряженный. Великий он потому, что велика его цель! Встреча со Христом Воскресшим! Поэтому давайте отправимся в странствие к этой великой цели не унылыми и ленивыми гребцами, не рабами на галерах, а свободными людьми с радостной светлой душой! Пост - это не траур. И Бог ждет от нас не просто изменения пищевого рациона, не перемены гардероба на серые или черные тона, не только выдернутого из розетки телевизора. Господь ждет от нас самого главного, самого ценного, самого прекрасного и удивительного. Чего же? Изменения нашего сердца!»

Паломничество наше было предпринято в преддверии недели Великого поста, когда воспоминается учение св.Григория Паламы, который учил: «… Сущность Бога недоступна для человека. Но Бог обращен к миру, к человеку особыми силами – своими энергиями! И человек, это подчеркивает Св. Григорий, создан для того, чтобы эти благодатные силы (энергии) получить, принять, сложить в своем сердце! И принимая эту благодать Божию, человек призван войти в общение с Богом, так, что все его человеческое естество будет преображено, подобно тому, как было преображено естество Христа на Фаворской Горе!»

Оптинские старцы, уходя, говорили, что, покидая этот мир, они не оставляют Оптину, а что невидимо остаются в ней со всеми, кто там пребывает.

И мы это реально ощутили, прониклись их наставлениями: 
«Вся жизнь наша есть великая тайна Божия, - говорил Старец Варсонофий, - все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение... Нет случая в жизни, всё творится по воле Создателя». «Мы всё ищем избежать скорбей, а св.Отцы говорят: «Егда путь неукорный, тогда убойся!» 
«…нужно терпеливо переносить всякую неожиданную скорбь и принимать её, как посланную от Бога!» - это нам свидетельствуют святые отцы.

В монастыре нужно прежде всего смирение и терпение. И, хотя мы там были всего 3 дня, эту истину - хорошо прочувствовали.

Св. Варсонофий писал: «Чтобы увидеть Господа, надо свое сердце очистить!» и приводит цитату из «Пророка» А.С.Пушкина: «…И внял я неба содроганье и горних Ангелов полет, и гад морских подводный ход…», говоря, при этом, что это ясное изображение Души человека, что у нас в сердце может быть и горних Ангелов полет и гад морских подводный ход. Чистое сердце созерцает Великие тайны Божии. А в сердце, затуманенном страстями, низменными желаниями - гад морских подводный ход – всякая нечистота.»

Три дня пролетели – как один – ещё у нас было несравненное Клыково, с матушкой Сепфорой и чудное Шамордино, с никуда не уходящим оттуда батюшкой Амвросием и матушкой Софией. Мы едем домой, пусть немного, но измененные, преображенные. Везем с собой дары Божии, дары Старцев Оптинских, их назидания и невидимую поддержку. И вот наши мысли, заметки:

«Впечатления очень сильные. Я приобрела душевное равновесие. На этот раз я сильно почувствовала, что посещать такое место надо, по возможности, очистившись внутренне. Несмотря на то, что я взяла благословение на поездку в своем храме, очень явно чувствовалось свое несоответствие этому месту, недостоинство. Я очень рада, что побывала там. – Марина Д.»

«После поездки ощущаю подъем, несмотря на усталость» Елена Ш.»

«Прекрасное состояние, благодать! Поначалу были сомнения: как это – встать в 4:30, сна всего 4 часа… Но вот так! Чудеса! – усталости нет никакой! Радость! Задело за живое рассказ монахини Нимфодоры в Шамордино – приедем туда потрудиться!» Сергей Ч.»

«Потрясена рассказом мон. Нимфодоры о Софии Шамординской, всем рассказываю!» Людмила С.»

«Оптина стала для меня – вотчиной! Здесь – концентрация всего! Чудеса, ответы на все вопросы, поступающие со всех сторон, и от батюшек и от паломников и как то само собой получаешь ответы часто внутренне» Екатерина С.

«Неужели это было со мной? Подарок! Летаю! Вера – это дар божий! Надо молиться, тогда всё изменится. Господь всё изменит и не будет уныния, и дети к Вере придут. Любить детей только надо, им от нас любовь нужна!» Светлана К.

«Всем рекомендую посетить это удивительное место! Я наполнена восторгом! Во мне до сих пор звучит молитвенное пение» Людмила О.

Все мы, конечно разные, но сходимся в одном – хотим счастья, любви, радости и с трудом переносим скорби. Вот есть и такое впечатление о поездке:

«Неоднозначное у меня восприятие поездки. Такое впечатление, что нам там не рады! Нечего нам там делать! И…собираюсь ещё приехать...» Людмила Б.

«А со мной произошло чудо! Я окунулась в источнике прп. Пафнутия Боровского, причем с большим трудом заставила себя это сделать. И у меня прошел бронхит!» Елена Ф.

«Я впервые в паломничестве. Было такое ощущение, что кто-то за руку ведет: душно в храме – объявили о продолжении службы ещё в одном храме одновременно! Исповедь - батюшка прямо передо мной встал! Умиротворенность и спокойствие!» Мария Ф.

Наши любимые старцы учат нас: «У Н.В. Гоголя есть замечательные слова, он говорит: «Не мое дело говорить о Боге. Мне следует говорить о том, что вокруг нас, что должен изображать писатель. Но я должен делать это так, чтобы каждому самому захотелось бы заговорить и задуматься о Боге»./i>

Так и нам в нашей простой обыденной житейской обстановке чаще надо не говорить о Боге, а так вести себя с людьми, чтобы им захотелось задуматься о Боге, захотелось бы приблизиться к Вере и Церкви!»

И это особенно важно по отношению к нашим детям!


Оптина Пустынь – одна из жемчужин Русского Православия.

 Свято-Введенская Оптина пустынь находится недалеко от г. Козельска, на живописном берегу реки Жиздры. По местному преданию, обитель была основана бывшим атаманом шайки разбойников по прозвищу Опта, который покаялся и принял монашеский постриг с именем Макарий. Первые документальные свидетельства о монастыре относятся ко времени царствования Михаила Феодоровича Романова(начало 17 века). Расцвет духовной жизни в монастыре в XIX столетии был связан с возрождением старчества...

…Однажды великий оптинский старец, равноангельный прп. Нектарий (29 апр./12 мая 1928), великий тайновидец судеб Божиих, спросил С. А. Нилуса:

 — А известно ли Вам, сколько от сотворения мира и до нынешнего дня было истинных общежитий? Вы лучше не трудитесь думать, я сам Вам отвечу. Три!

 — Какие?

 — Первое — в раю, второе — в христианской общине во дни апостольские, а третье...

 Он приостановился...

— А третье — в Оптиной, при наших великих старцах.

— А Ноев ковчег-то? — возразил Нилус.

— Ну, — засмеялся старец, — какое же это общежитие? Столько лет звал Ной к себе людей, а пришли одни скоты. Какое же это общежитие?»

Прп. Антоний Оптинский (7/ 20 авг. 1865), скитоначальник, получил в свое время указ архиерея о переводе его из скита Оптиной пустыни на должность настоятеля Николаевского Черно-островского монастыря. Старец скорбел неутешно, не желая расставаться с любимой обителью. Тогда ему в видении является самсвт. Митрофан Воронежский с сонмом святых в неописуемом сиянии и говорит: «Ты был в раю, и знаешь его, а теперь трудись, не ленись и молись». Вот оценка, данная великим святителем, небесным, райским посланником: скит Оптиной пустыни — это рай.

О. Павел Флоренский (25 нояб./8 дек. 1937) называет Оптину «духовной санаторией» многих израненных душ. «Оптина есть... завязь новой культуры. Она есть узел, не проектируемый только, а живущий вот уже сотню лет, который на самом деле осуществил ту среду, где воспитывается духовная дисциплина, не моральная, не внешне аскетическая, а именно духовная... совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее, вплетая в свое предание и эту нить…

 Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось так близко к идеалу христианских отношений, к райскому жительству, к Царствию Небесному уже здесь, на земле. И это царство просуществовало ровно сто лет. Были, конечно, испытания, скорби, ошибки, не все так безоблачно, но такой духовной высоты общество нигде в России не достигало. Нигде святое братство не имело такого обширного освящающего влияния на свой народ.

Оптина имела и великих святых, но, главное, — это уникальность, неповторимость и единственность «гармонического сочетания и взаимодействия духовных сил». Появилось действительно новое общество, состоящее из новых людей силою благодати Святого Духа. Евангелие Христово осуществилось на земле в целом братстве на протяжении ста лет. А в братстве, между прочим, было около 300 человек. В других монастырях на Святой Руси было немало святых, но были ли святые братства, подобные Оптиной, сказать трудно. По своему устроению к Оптиной приближается лишь Глинская пустынь (Курская губерния) ХIХ–ХХ вв., но влияние ее на русское общество было намного скромнее…»

 До начала XIX века это был ничем не примечательный провинциальный монастырь. Все изменилось, когда в 1820-х гг. рядом с монастырем был основан Иоанно-Предтеченский скит и утвердилось старчество.

Старчеством называется окормление монахов и мирян опытным духовником, при условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовному отцу - старцу, которому духовные чада полностью открывают свои поступки и помыслы, и рекомендации которого они принимают как послушание. Удивительные благодатные дары были явлены миру в служении преподобных старцев Амвросия, Макария, Варсонофия, Нектария. Утолить духовную жажду у этого источника благодати приезжали многие известные писатели: Федор Достоевский, Николай Гоголь, Лев Толстой, Анна Ахматова и другие известные представители русской интеллигенции.

После революции монастырь был преобразован в сельхозартель, а в 1923 г. окончательно закрыт. Монашеская жизнь в Оптиной возобновилась в 1988 г. – в год 1000-летия Крещений Руси.

Прославленные, боголюбивые старцы - главная святыня обители, и сияние их подвига продолжает освещать жизненный путь очень многих.


Фотоальбом
Контактная информация:

Шишорина Жанна Георгиевна
руководитель паломнических программ от Богоявленского Благочиния, хр.св.Николая в Подкопаях, Москва.

Телефон:
+7(903)228-14-29; +7(916)433-95-83; +7(499)183-64-92;
Другие поездки