Иосифо-Волоцкий монастырь

11.12.2012

1. Программа поездки

Паломническая поездка по маршруту:

Храм св. Александра Невского на Княжьем озере — Иосифо-Волоцкий монастырь — Введенский храм в селе Спирово — храм Живоначальной Троицы в селе Язвище (родина преп. Иосифа Волоцкого), чудотворный источник прп. Иосифа Волоцкого в селе Язвище.

Храм благоверного князя Александра Невского, в поселке "Княжье озеро. Утренняя Божественная литургия . Поклонение святой  иконе Божией матери "Одигитрия Корсунская"(написанная, по преданию, апостолом Лукой) и святыням храма.

Введенская церковь в с.Спирово, находящаяся на месте маленького Спиридонова монастыря, основанного преподобным Иосифом Волоцким в версте от главной Успенской обители. Храм в Спирово после революции не закрывался и, несмотря на то, что его духовенство тоже пострадало от репрессий, это святое место, по промыслу Божию, никогда не подвергалось осквернению.

В годы гонений сюда стекались наиболее чтимые святыни из разоряемых безбожниками окрестных церквей. Здесь нашел свое пристанище чудотворный резной образ святителя Николая Можайского из Воскресенского собора Волоколамского кремля, древняя икона преподобного Иосифа Волоцкого из его монастыря, икона преподобного Серафима Саровского, освященная в Дивеево в 1903 году при прославлении великого старца, икона святителя Спиридона Тримифунтского и другие святые реликвии.

В 1986 году Спировский храм удостоился чудесного посещения Божией Матери. Произошло это во время Крестного хода на Пасху. В память о явлении молящимся Царицы Небесной была написана икона «Богоматерь со свечой», находящаяся в центральном приделе храма. Возле церкви - целебный источник. Редкий для наших мест сероводородный источник славится чудесными исцелениями.

Село Язвище где 14 ноября 1440 года родился преподобный Иосиф Волоцкий чудотворец, в миру Иоанн Санин. Село Язвище-Покровское было даровано его деду Александру Сане, воеводе, перешедшему на службу в Россию из Литвы.

Село Язвище известно своим святым чудотворным источником Иосифа Волоцкого, существующим более 400 лет, который не оскудевает с течением времени и не подвержен ни изменениям климата ни засухе. У источника выстроена каменная часовня, над которой часто возникает свечение радуги.

Иосифо-Волоцкий монастырь.

Основатель его - Преподобный Иосиф Волоцкий был ревностным поборником Православия, защитником церковного и государственного единства, просветителем и вдохновителем учения о Святой Руси, как преемнице и хранительнице древнего вселенского благочестия.

2 Преподобный Иосиф Волоцкий

Память 9/22 сентября

Святой Иосиф Волоцкий родился около 1439 года в благочестивой семье, принадлежавшей к служилому дворянству. Их семейным владением была деревушка близ Волоколамска, примерно в 115 километрах от Москвы. В 20 лет Иосиф оставил мир и удалился в Саввин монастырь в Твери. Там он подвизался под духовным водительством старца Варсонофия. Тот посоветовал Иосифу пойти к преподобному Пафнутию, ученику святого Сергия, игумену Боровского монастыря. Святой Пафнутий был одним из ярких духовных светочей Русской Церкви того времени.

Преподобный Пафнутий постриг Иосифа в монахи 13 февраля 1460 года и научил основам строгой монашеской жизни. Иосиф нес послушание на кухне и прислуживал в церкви. Молодой инок отличался терпением, послушанием и сострадательностью. Кроме того, у него были замечательные способности к пению. Он снискал всеобщую любовь, и старец Пафнутий предсказывал ученику путь гораздо более блистательный, чем его собственный. Во время пребывания в Боровском монастыре святой Иосиф убедил принять иноческий постриг своих родителей и братьев. 15 лет он заботился в монастырской больнице о своем отце, которого разбил паралич.

В 1477 году, по смерти преподобного Пафнутия, Иосиф был избран его преемником по настоянию Великого князя Ивана III. Приняв на себя это бремя, новый игумен пожелал ввести более строгий общежительный устав, но братия монастыря воспротивилась его намерению1. Тогда преподобный предпринял длительную поездку по разным русским монастырям, изучая их уставы. Из всех монастырей он предпочел Белоезерский, основанный преподобным Кириллом, поскольку общежительный устав соблюдался там строго.

Иосиф не вернулся в свой монастырь, но отправился в родные края, в Волоколамск. Там среди леса, в 29 километрах от города, он основал монастырь, посвященный Успению Богородицы (1479). Благодаря поддержке князя Бориса Васильевича († 1494), строительство монастыря шло быстро, и вскоре каменная церковь, украшенная великолепными росписями, была окончена (1484). Обитель получила от князя и других знатных благотворителей многочисленные пожертвования и доходы с окрестных деревень.

Здесь преподобный Иосиф смог устроить жизнь иноков во всей желанной ему строгости, в соответствии с уставом, опиравшимся на уставы Студийского и афонских монастырей. Именно эта строгость привлекла к нему многочисленных учеников, желавших взять свой крест и следовать за Спасителем в ежедневном умерщвлении плоти. Преподобный отечески принимал, невзирая на лица, бедных и богатых и давал знатным людям такие же послушания, как и их слугам, которые приходили вслед за господами. Подвиги монахов, их простая одежда из грубой ткани, их труды – все было общим. Все они вели жизнь самую суровую и строгую.

Святой Иосиф делал исключение только для немощных и старых, уча братию оставлять собственные послушания и приходить им на помощь. Он говорил, что важнее хранить Божию заповедь о любви, чем блюсти всякую заповедь человеческую. Воодушевляя иноков к духовным подвигам, преподобный Иосиф каждому давал собственное келейное молитвенное правило. Некоторые иноки носили вериги и клали от тысячи до трех тысяч земных поклонов ежедневно2. Сам игумен в течение дня был занят тяжелым трудом, помогая братиям на разных работах, а большую часть ночи посвящал молитве. Он носил простую рясу, обходился без келейника и почти никогда не покидал монастырь.

Та эпоха была трудным временем постепенного восстановления Русского государства после татаро-монгольского ига (1240–1480). Преподобный приходил на помощь всем нуждавшимся и учил богатых и власть имущих милосердию по отношению к подданным. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.

Иосиф Волоцкий был духовным отцом многих бояр и благочестивых мирян. Однако он никогда не употреблял своего влияния, чтобы пользоваться их властью. Часто прозревая тайные грехи людей, приходивших к нему на исповедь, он с твердостью возвращал их на путь заповедей Божиих и призывал к справедливости и состраданию. Святой Иосиф удостоился дара пророчества и за год до смерти предсказал поражение московских войск от польско-литовской коалиции в битве при Орше (1514).

Вместе со святителем Геннадием, архиепископом Новгородским, на Соборах, созванных в 1490 и 1504 годах, преподобный Иосиф вдохновенной проповедью и примером праведного христианского подвижничества добился осуждения ереси жидовствующих, которая широко распространилась в новгородских землях.

По всей Руси росло число монастырей, и все больше богатых людей жертвовали им свое имение, надеясь на духовную помощь и заступничество пред Богом. В связи с этим возник вопрос: могут ли монастыри владеть землями и большим имуществом или же это противоречит евангельской проповеди бедности? Святой Иосиф участвовал в спорах на эту тему и отстаивал право монастырей иметь многочисленные владения, которые должны были служить благу Церкви и бедных. Он считал, что в этом случае богатство уже не является стяжательством, но становится общим благом всей Церкви и используется для приготовления к Царству Небесному уже здесь, на земле. Это мнение, признанное на Соборах 1503 и 1504 годов, на самом деле не отрицало в корне противоположную позицию, которую занимал преподобный Нил Сорский, считавший, что монахи должны жить в строгости и бедности. Речь шла о двух тенденциях, которые должны сосуществовать в Церкви3.

Община Волоцкого монастыря росла, а святой Иосиф уже почти ослеп и приближался к концу жизни. Чтобы сохранить заведенный в монастыре порядок, он составил Устав, основанный на писаниях святых отцов. Этот Устав впоследствии стал образцом для устройства других монашеских общин и руководством для епископов4. Затем преподобный собрал братию и велел избрать себе преемника. Игуменом выбрали Даниила Рязанского, не принадлежавшего к числу наиболее выдающихся старцев, но верного последователя преподобного Иосифа5. Дав преемнику наставления о возложенном на него долге, святой принял постриг в великую схиму. Уже на смертном одре он в последний раз собрал братию и призвал монахов хранить верность переданным традициям.

Преподобный Иосиф отошел ко Господу 9 сентября 1515 года во время утрени, перекрестившись и испустив три вздоха во имя Святой Троицы. Он был похоронен в церкви своего монастыря, и у его гробницы совершались многочисленные чудеса. В 1579 году было установлено местное почитание подвижника, а 1 июня 1591 года он был признан святым всей Русской Церковью.

Впоследствии, по обетованию самого преподобного, Волоцкий монастырь продолжал оставаться богатым и влиятельным. Однако в Смутное время (1603–1615) он был разорен поляками и затем восстановлен в нынешнем виде в конце XVII века. В 1920 году советская власть закрыла обитель, но в 1989 году она была возвращена Церкви, и в наши дни там вновь возрождается монашеская жизнь.

3.Чудотворна-я Корсунская-Торопецкая икона Божией Матери

Чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богоматери («Эфесская – Полоцкая»)

По преданию святой евангелист Лука написал еще при жизни Божией Матери три иконы Ее с Предвечным Богомладенцем, и когда Пресвятая Дева увидела Свое изображение, то сказала: «благодать Рождшагося от Меня и Моя да будет с сими иконами». Одна из этих икон и находится сейчас в Храме Святого Благоверного князя Александра Невского.

История иконы сложна и увлекательна: сначала она находилась в Малой Азии, в Эфесе, куда была принесена самим апостолом Лукою; потом, по одним сказаниям, она была перенесена в Херсон, а оттуда 9 октября 988 года св. князем Владимиром – в Киев, а по другим, более известным, она была перенесена в XII веке из Эфеса в Полоцк преподобною Евфросиниею во вторник на пасхальной неделе. Впрочем, сказания эти не противоречат друг другу, а названия, данные этой иконе (Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая), показывают, что она действительно была и в Херсоне, и в Эфесе. Есть данные, что эту заветную святыню при распространении христианства носили по городам Руси, и св. Владимир при истреблении идолов показывал новым христианам, кому они должны молиться и как должны изображать Божию Матерь с Богомладенцем.

Из жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, видно, что она жила спустя примерно сто лет после просвящения нашего отечества светом христианской веры и происходила из рода святого князя Владимира. Преподобная Евфросиния, кроме Спасской женской обители (1125), основала в Полоцке Богородицкий мужской монастырь (1155), для которого и была принесена икона Эфесской Божией Матери. Из Эфеса в Полоцк икону везли через город Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Эта икона находилась в Полоцке до 1239 года, когда великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына своего Александра (через год, после знаменитой битвы он станет Невским) вступить в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава – Параскевою (которая была родственницей преподобной Евфросинии). Княжна принесла с собою этот образ Божией Матери и оставила его в Торопецком соборе под именем Корсунского и чудотворного.

Чудотворною икона эта называется издревле, ибо благодать Богоматери от нее открылась во многих чудесных заступничествах Царицы Небесной: Торопца при нападении врагов и при других, постигших его, бедствиях. В 1611 году жители Торопца одержали знаменательную победу надо Львом Сапегою, который с двадцатитысячным войском двинулся к нему, опустошая все на пути огнем и мечом, и ни в каком случае не рассчитывая получить отпор в Торопце. Но отпор был дан. Торопчане, не рассчитывая на свое тысячное войско, искали защиты в иконе Богоматери, посему проливая горькие слезы, только и взывали: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Действительно, благодаря единственно чудотворной помощи Божией Матери, Лев Сапега, потеряв множество своего войска, должен был отступить от Торопца. Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 г., когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.

В 1920-х гг. храм в Торопце был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богоматери («Эфесская – Полоцкая») была изъята в новообразованный в 1924 г. Торопецкий краеведческий музей. В 1936 г. святыня была передана из Торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она пребывала до 2009 года.

Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 мм. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца, которое утеряно.

Молитва пред образом Пресвятой Богородицы «Одигитрии» («Эфесской»):

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скорбящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

4. Отзыв о поездке - Анастасия Москалёва

Поездка к святыням Волоколамской земли.

18 ноября 2012 года приходом храма Св. Николая в Подкопаевском переулке была совершена паломническая поездка к святыням Волоколамской земли.

Мы совершили паломническую поездку к святыням Волоколамской земли, жемчужиной, которой является монастырь Преподобного Иосифа Волоцкого. Этот монастырь имеет неизмеримую ценность как в духовном плане для России так и в архитектурном наследии Руси.

Отъезжая ранним утром от станции метро «Щукинская» с пониманием разума куда я еду и что предстоит увидеть, но еще с дебелостью сердца и раздраженностью души, не осознавая к какому духовному кладезю мне предстоит сегодня соприкоснуться и что после этого опять тонким слоем обновится фреска затемненной души грехами в мирской суете.

Наша программа началась с литургии в новоотстроенном храме в честь Александра Невского, что у коттеджного поселка «Княжье озеро». Очень было примечательно во время богослужения то факт, что Псалмы 102 и 145 пелись всеми присутствующими на литургии, усиливая соборность молитвы.

Далее наш путь лежал к месту рождения преподобного Иосифа Волоцкого. На территории села стоит храм(честно не помню в честь кого). Это место вместило в себя прошлую и настоящую духовную жизнь этого края еще раз показав, что все мы вечны и едины в Господе. На территории храма покоится невинноубиенный отрок Иоанн (Ванечка). Мальчик из священнического рода вместивший в свою короткую жизнь всего Господа, всю истину и вошел уже готовым к ангельской жизни в Вечность, и стоит теперь в преддверьях Царствия небесного. Мы помолились за Ванечку, прочитали литию, и каждый испросил молитв у Ванечки о своем самом сокровенном и Ванечка услышит и Господь пошлет только веруй.

А теперь мы стоим у врат Иосифо Волоцого монастыря, которые искусно украшены дивной красоты изразцами. Практически все архитектурные постройки монастыря украшены изразцами, но главные врата вместили в себя всю нарядность и искусность мастера. Но главной драгоценностью являются мощи Преподобного Иосифа Волоцкого и его житие и его труд «Просветитель», которые в наше время помогают нам малодушным маловерам сохранять и бороться за чистоту православной веры.

Обратный путь держим через село Спирово (названное в честь Святителя Спиридона Тримифунтского) это родовое имение преподобного Иосифа. Каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, окруженная яблоневым садом с приделами во имя Святителя Николая (северный) и святителя Димитрия Ростовского (южный) была построена на средства прихожан в 1825 году, колокольня - в 1849 году. Эта церковь никогда не закрывалась даже в революцию. И вот ты заходишь в этот храм и ощущаешь особенное окружение пространства благодатью. В центре в углублении между двумя приделами стоит красивый деревянный резной образ Святителя Николая Чудотворца и все проникнуто благодатной тишиной, в которой слышишь слово истины. Аминь.

18 ноября. 2012 года. Анастасия Москалева.

5. Отзыв о поездке - Чернышёва Елена

Автор Елена Чернышова - многодетная мать.

Поездка в Иосифо-Волоцкий монастырь была для нашей семьи очень яркой и запоминающейся. Прежде всего и маме, и детям понравилось первое место, куда мы приехали - храм св.бл.кн. Александра Невского. Это красивый и величественный  храмовый комплекс, который не может не произвести сильное впечатление  -  и местонахождением храма, и удачной архитектурой , и то, как он выделяется подсветкой на предрассветном небе. Богослужение в этом храме также оставило радостное чувство, особенно то , что здесь принято , чтобы пришедшие на службу прихожане вместе с батюшкой и хором пели многие важные песнопения по предусмотрительно розданным листочкам. В этом чувствовалось особая сопричастность каждого к соборной молитве. Затем приложились к старинной чудотворной иконе " Одигитрия", написанной самим евангелистом Лукой.

Затем мы поехали  на Родину св.Иосифа Волоцкого. Около храма в честь Пресвятой  Троицы похоронен удивительный мальчик Ваня. История о нем особенно поразила всех детей и моих , конечно, тоже: и Федю,и  Колю,и Матрону. Этот мальчик кажется лет в 5  попросил подарить ему на день рождения вместо всяких игрушек - стихарик. И он любил Бога, молиться Ему, хотя и был таким же веселым, как другие дети, но все святое он любил больше всего. И Господь Взял его к Себе, открыв время и причину кончины заранее, видимо Ванечка был уже готов для Вечности. Дети взяли с верой камушки с могилки Вани. Могилка была очень красиво и с любовью украшена цветами.

После этого мы прибыли к самой главной цели нашей поездки : Иосифо-Волоцкий монастырь. Впечатлений было очень много: всё и не перескажешь. Детям запомнилась таинственная экскурсия по старинным стенам монастыря. Экскурсовод доступно и увлекательно поведала дружинникам многие истории из жизни монастыря. А для меня очень важным оказались разъяснения второго экскурсовода о сути ереси жидовствующих, с которой боролся преподобный. А также древний храм и оставшаяся часть от взорванной во Вторую Мировую войну нашими войсками при отступлении колокольни трогали сердце и взрослых, и детей.  В трапезной нас вкусно накормили натуральными продуктами.

В селе Язвищи мы брали из целебного сероводородного источника святую воду, особенно помогающую от разных язв. И теперь, болея, пьём её. И помогает!!! Федя очень хотел окунуться в источнике, несмотря на холодную погоду. Но счастливчиками оказались только единицы взрослых.

Всё паломничество очень обогатило нас духовно и  оставит в наших сердцах неизгладимое впечатление. Спасибо всем организаторам и низкий поклон им! Это было просто чудо!!!

Контактная информация:

Шишорина Жанна Георгиевна
руководитель паломнических программ от Богоявленского Благочиния, хр.св.Николая в Подкопаях, Москва.

Телефон:
+7(903)228-14-29; +7(916)433-95-83; +7(499)183-64-92;
Другие поездки